В работе с детьми мы часто используем логические блоки Дьенеша.
Это интересно:«Универсальная
развивающая игра — блоки Дьенеша!»
Во многих странах
мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки»,
разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития
логического мышления у детей.
Игры с
логическими блоками позволяют:
* Познакомить с
формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать
пространственные представления.
* Развивать
логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами
(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и
декодирование информации).
* Усвоить
элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать
умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их
свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои
рассуждения.
* Развивать
познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать
самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать
творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и
конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно
овладеть основами математики и информатики.
Как играть с
логическими блоками Дьенеша?
В коробочке с
блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно
познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте
поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и
математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).
Все игры и
игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
— для развития
умений выявлять и абстрагировать свойства;
— для развития
умений сравнивать предметы по их свойствам;
— для развития
действий классификации и обобщения;
— для развития
способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и
упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются
конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь
различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и
значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в
интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если
ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит
необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу.
Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует
начать движение вперёд.
Если же
передерживать ребёнка на определённой ступени или преждевременно дать более
сложные игры и упражнения, то интерес к игре исчезнет. Дети тянутся к
мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Прежде чем
приступить к играм и упражнениям, пусть ребёнок самостоятельно использует их по
своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то
строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную
форму, цвет, величину и толщину.
Хорошо, чтобы
взрослый во время игр стал равноправным партнёром. В общении с ребёнком лучше
пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
Блоки Дьенеша –
универсальная развивающая игра.
Будьте уверены,
ваш ребёнок полюбит играть с блоками!
Примерные варианты игр с блоками
Поиск одинаковых фигур.
Играть можно даже с малышами. Предложите малышу
разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
Угости игрушку.
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у
каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
Домик.
Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист
расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки
определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого
цвета фигура должна быть в этой комнате.
Найди такой же.
Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его
найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым
признакам ( толщине и цвету).
Что лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний
– он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает,
что эта фигура лишняя.
Игра с кругом.
Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры
красные внутри круга, а все синие – снаружи
Дорожки.
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой
фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
Покажи мне.
Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не
синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
Рая Рафаиловна и Наталья Евгеньевна, очень интересное пособие "Блоки Дьенеша" вы используете с воспитанниками. Вроде бы совсем простое, но сколько интересных заданий и игр оно позволяет провести. Похоже, коллеги, у вас намечается хороший опыт! Поздравляю! Желаю успеха!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Надежда Степановна!
Удалить