воскресенье, 6 мая 2018 г.

В работе с детьми мы часто используем логические блоки Дьенеша.
 

Это интересно:«Универсальная развивающая игра — блоки Дьенеша!»
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития логического мышления у детей.
Игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
Как играть с логическими блоками Дьенеша?
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
— для развития действий классификации и обобщения;
— для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать ребёнка на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к игре исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребёнок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнёром. В общении с ребёнком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Будьте уверены, ваш ребёнок полюбит играть с блоками!
Примерные варианты игр с блоками
Поиск одинаковых фигур.
Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
Угости игрушку.
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
Домик.
Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.
Найди такой же.
Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).
Что лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
Игра с кругом.
Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи
Дорожки.
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
Покажи мне.
Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок,  не круглый и не красный и т. п.



2 комментария:

  1. Рая Рафаиловна и Наталья Евгеньевна, очень интересное пособие "Блоки Дьенеша" вы используете с воспитанниками. Вроде бы совсем простое, но сколько интересных заданий и игр оно позволяет провести. Похоже, коллеги, у вас намечается хороший опыт! Поздравляю! Желаю успеха!

    ОтветитьУдалить