Образовательные стандарты
С 1 января 2014 года введён в действие Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
"Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
Приказ Управления по делам образования г. Челябинска
№ 159-у от 26.02.2014 "Об организации работы по введению ФГОС ДО в
образовательных организациях г. Челябинска, реализующих программы дошкольного
образования"
Что такое
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в
соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и
представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С чем связано введение ФГОС
ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того
чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного
обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не
предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста,
не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с
какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного
процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей),
социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих
целей:
• повышение социального статуса дошкольного
образования;
• обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и
качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования
решает Стандарт?
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия
содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.
Что является отличительной
особенностью
ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного
образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса
учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру,
где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама
природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют
определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских
видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская)
деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный
контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к
результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к
себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой
моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений
ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной
программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых,
материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание
развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание
комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность
качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с
родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех
проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и
всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией Программы.
Какие
задачи дошкольного образования
решает Стандарт?
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия
содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.
Что является отличительной
особенностью
ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного
образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса
учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру,
где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама
природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют
определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских
видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская)
деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный
контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к
результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к
себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой
моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений
ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной
программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых,
материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание
развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание
комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность
качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с
родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех
проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и
всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией Программы.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий